Почему в татарстанском «Сколково» мелкий бизнес долго не живет
Экспертное мнение Ю.С.Чикирова в публикации газеты «Реальное время».
Многие объекты общепита и розничной торговли в Иннополисе пали жертвой безлюдья
Первые этажи жилых кварталов Иннополиса пустуют — коммерческая недвижимость здесь слабо пользуется спросом. За последнее время закрылось около десятка заведений — торговых точек и предприятий общепита. В причинах, по которым задуманный как татарстанский аналог Сколково и Кремниевой долины спутник Казани не нашел популярности у бизнеса, разбиралось «Реальное время».
«Дело пошло, но город опустел»
Только в последние месяцы в Иннополисе закрылись японский ресторан, ресто-бар «Без названия», веган-кондитерская, хобби-центр, кафе, кофейня, магазины игрушек, одежды и обуви. Нижние этажи в четырех жилых кварталах не обжиты — лишь отдельные помещения «обжиты» бизнесом. Даже федеральные сети представлены скромно — тремя магазинами.
Минасян подчеркнул, что в Иннополисе не хватает учреждений общепита, но основная проблема города все же не в этом, а в отсутствии достаточного количества жителей. Во время учебного года студенты университета Иннополис покупали в основном комплексные обеды — недорогие, зато в большом количестве, и, что называется, «делали кассу». Если бы там жило на несколько тысяч человек больше, говорит он, спрос на такие услуги был бы стабильным, а при нынешних обстоятельствах, как только студенты разъехались на каникулы, а немногочисленные жители — в отпуска, кормить стало просто некого.
Еще одна проблема, по его словам, состоит в высокой (именно для Иннополиса) стоимости аренды:
— Она практически такая же, как и в Казани — 1100—1300 рублей за квадратный метр в этом году была. С тем количеством людей, которые пользуются нашими услугами, ее не всегда возможно «вытянуть». Ведь в городе живут всего порядка 5 700 человек, из которых 1 200 — дети. В итоге зачастую даже выйти в ноль для такого предприятия — большое достижение.
Повысить рентабельность бизнеса в Иннополисе, а вместе с нею — и увеличить шансы на его выживание, по мнению Сергея Минасяна, можно только увеличив население города. А пока, говорит он, IT-продукты приносят куда большую прибыль, чем общепит в Иннополисе, и резиденту оказалось выгоднее развивать другой бизнес — он занимается дополненной реальностью в области технического надзора в строительстве и судостроении. Он также рассказал, что у предпринимателя, купившего «Жору Обжору», с началом учебного года дела пошли на лад и даже появились новые клиенты — сотрудники, обживающие новые помещения «Росатома».
«Людям негде жить»
— Причины проблем в коммерческом секторе Иннополиса кроются как в низком покупательском потоке, так и в конкуренции с федеральными сетями, — полагает маркетолог Марк Мусин, который тоже пытался вести бизнес в «супергороде». — Кроме того, мне кажется, что администрация города, особенно на этапе выбора места и становления, оказывает бизнесу недостаточную поддержку, а порой вообще проявляет очень субъективный подход. А нам хотелось бы видеть с ее стороны какую-то программу поддержки небольших бизнесов, которые, в отличие от федеральных сетей, работают на экономику самого Иннополиса.
Спикер напомнил, что изначально Иннополис задумывался как узкопрофильный научный городок и лишь впоследствии цели его развития стали более масштабными — город должен стать одним из значимых на карте региона. Однако рост Иннополиса, считает Муси, тормозят несколько факторов и главный — отсутствие доступного жилья, из-за чего многие работники технопарков вынуждены каждый день ездить сюда из Казани:
— Им в Иннополисе негде жить и нет возможности арендовать квартиру на долгий срок — за ними стоит очередь, а этот факт, в свою очередь, не дает развиваться бизнесу — нет потока покупателей, потребителей услуг. Предприниматели также страдают от нехватки людей — у них возникают сложности в поиске работников для открытия новых стартапов и производств. При этом далеко не каждый работник готов тратить несколько часов в день на дорогу в Иннополис из Казани или районов республики.
По мнению Мусина, отсутствие в городе достаточного числа постоянных жителей тормозит и муниципальные сервисы. Он подчеркнул, что из-за отсутствия специалистов и важных медицинских услуг на месте, горожане вынуждены ездить за медпомощью в казанские больницы, а специалистов в местной поликлинике нет, потому что по нормативам, основанным на численности населения, для них нет ставок.
Дело в цене квадратных метров?
Гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров рассказал «Реальному времени», что на первоначальном этапе, несколько лет назад, к нему поступали несколько раз предложения от инвесторов, построивших первые этажи жилых домов в Иннополисе, однако сотрудничество в этом направлении развития не получило.
Чикиров добавил, что и с жильем в Иннополисе та же проблема — оно не раскупается, хотя в новом ЖК в поселке буквально через дорогу спрос на квадратные метры есть. Причина та же — слишком высокие цены.
Шайхиев подчеркнул, что для этого надо планировать заранее, где и что будет располагаться — аптеки, магазины, общепит, и «чтобы не было такого, что там алкогольных магазинов будет четыре в ряд». Продавать коммерческую недвижимость сегодня, по его мнению, надо предварительно ее тщательно сформировав.
— Деньги деньгами, но Иннополис — это история не только про деньги — это история про имидж. И я считаю, что в первую очередь они должны были позаботиться об арендаторах, создать им комфортные условия. Иначе получится, так сказать, провинциальная коммерция. И в лучшем случае, какие-то направления будут низкорентабельными, а в каком-то их просто не будет.
«Реальное время» обратилось к мэру Иннополиса Дмитрию Вандюкову и главе исполкома города Ильдару Хуззятову с запросом о том, сколько магазинов, предприятий бытового обслуживания и общественного питания открылось и прекратило свою деятельность на территории города в 2023—2024 годах. Мы также поинтересовались, сколько человек — потенциальных клиентов в это время постоянно проживало на территории города, и какие меры предпринимались городскими властями для того, чтобы создать привлекательные условия для желающих там жить и развивать свой бизнес. Запрос был направлен неделю назад, но ответа пока не поступило, комментарий будет опубликован по получении.